Большинство высланных покидать родину не хотели и некоторым удалось от депортации освободиться на свою беду. Примером этому служит трагическая судьба известного русского философа профессора Московского университета Густава Густавовича Шпета.
В 1921 г. его, как и многих других уволили из университета, а через год Шпет попал в список высылаемых из России. Заступничество высокопоставленных партийных чиновников, в том числе А. В. Луначарского, позволило ему остаться на родине. С середины 20-х до середины 30-х годов было временем расцвета творческого и организационного таланта Шпета: он создает Институт научной философии, Вольную философскую ассоциацию творческой интеллигенции, совместно с Г. Челпановым – Московский психологический институт, становится вице-президентом Академии художественных наук (ГАХН). Издает две книги: «Введение в этническую психологию» и «Внутренняя форма слова». И все это время он оставался на подозрении у органов НКВД. Шпета исключили из ГАХН и запретили заниматься научной и переводческой (он знал 19 языков) деятельностью, а в ночь на 15 марта 1935 г. арестовали и предъявили два взаимоисключающих обвинения: в симпатиях к фашистской Германии и в великорусском национализме. Его приговорили к пяти годам ссылки в Енисейск. Как ни заступались за него перед Сталиным известные артисты и ученые – Качалов, Москвин, Книппер-Чехова, и другие, им не удалось спасти Шпета. Его лишь перевезли в Томск и разрешили переводить «Феноменологию духа» Гегеля. 27 октября 1937 г. Шпета вновь арестовали, «тройка НКВД» приговорила его к десяти годам «без права переписки», а уже 16 ноября его расстреляли.
Свой урожай репрессий по отношению к русской мысли собрал сталинский режим. К концу 20-х годов его идеологическими и философскими противниками стали мыслители марксистской ориентации. Для обнаружения «инакомыслия» Сталин и его приближенные использовали философские и научные дискуссии и первую из них – между «механистами» и «диалектиками», длившуюся почти десять лет. Ее результат был плачевен для обоих сторон. В 1929 г. на апрельском пленуме ЦК партии «механисты» были объявлены «правым» уклоном в философии, что стоило многим из них не только работы, но и жизни. А спустя некоторое время уже «диалектики» были объявлены «меньшевиствующими идеалистами». Их руководителю академику А. М. Деборину Сталин сохранил жизнь, остальных в разное время расстреляли, в том числе известных философов Н. Кареева, Л. Стэна, И. Луппола, И. Агола. Репрессиями закончились дискуссии 30-х годов в биологии, языкознании, педагогике, физике. Русская мысль терпела непоправимый урон, пронеся через десятилетия терновый венец «репрессированной мысли».
Емельянов Борис Владимирович,
Россия, г. Екатеринбург, Уральский федеральный университет. Почетный профессор.