Макс Абрамов (Михаил Ганкин)

 Да пошли вы к …… матери с вашей техникой и вашим фильмом, в сердцах выругался Евстигнеев и выскочил из аппаратной озвучания. Действительно, он был по-своему прав. Озвучить пятиминутное кольцо видеоплёнки было почти не реально. А сколько будет таких колец…. Фильм длится шесть часов двадцать минут, а у него центральная роль…

— Не нужны мне ни ваши деньги, ни этот фильм – кричал он, на ходу одевая пальто.

-У вас не техника для артиста, а артист для техники… Мы все хором выбежали за ним, пытаясь уговорить его вернуться, но всё было бесполезно. Не помогли доводы, что он срывает смену, что он подводит своих коллег артистов – ничего не помогло. Техника действительно была «самопальная». Ещё практически никто не озвучивал фильмы, снятые на видеоплёнке. Местный останкинский «Кулибин» Саша Чумаков придумал, как технически, без ножниц, с помощью электронных меток, озвучивать видеосюжеты, но в его практике это был первый большой фильм. В обычном художественном фильме, снятом на киноплёнке – всё гораздо проще. Фильм режется ножницами на минутные кольца, и каждое кольцо проецируется беспрерывно на большой экран, до тех пор, пока артист не попадёт в артикуляцию. Здесь же кольцо шло пять минут (меньше не получалось технически) и проецировалось оно на экран телевизора размером 55 сантиметров по диагонали и естественно, попасть в артикуляцию плохо видя изображение было очень сложно. Нужно было быть ассом озвучки. Но другого выхода не было. Актеры прекрасно понимали, что это был первый советский художественный видеофильм, снятый студийными телевизионными камерами. Сложностей было много, особенно съёмки на натуре, когда передвижная телевизионная станция, имея в наличии огромные телекамеры, привязанные кабелем к автобусу, умудрялась снимать сцены в движении, на сколько хватало длины кабеля. Портативных видекамер тогда ещё не было. Особенное неудобство испытывали актёры. Приходилось делать по много дублей, пока достигался нужный цвет и не мешал «фон». Не было и хороших микрофонов, поэтому записывалась черновая фонограмма, которую потом нужно было переозвучивать. Артисты мужественно переносили все невзгоды полученные от этой несовершенной техники.

Заменить Евгения Евстигнеева другим артистом было практически невозможно. Он обладал специфическим голосом, и если его роль озвучит другой артист – это будет уже не Евстигнеев и зритель сразу поймёт обман. Нужно было искать выход, притом срочно.

Перебирая в памяти артистов, кто бы мог спасти положение, я вдруг вспомнил, что в Минске на белорусском радио работает диктор Лев Володин. Иногда, в компаниях, Лев пародировал известных артистов, в том числе и Евстигнеева. Это была единственная зацепка. Срочно звоню в Минск Володину, объясняю ситуацию. — Лёва выручай на тебя вся надежда. — Да ты что с ума сошёл, не смогу я этого сделать. Одно дело покривляться в компании, другое озвучить большую роль. Сколько ты говоришь по времени? — Где-то в общей сложности два часа. — Нет, старик, ты не обижайся я не смогу, да и уехать на такое время меня никто не отпустит. Это, по меньшей мере, займёт пару месяцев.

— По поводу твоего отпуска с радио мы решим стопроцентно. У нас солидный автор сценария Иван Петрович Шамякин – Председатель Верховного Совета Белоруссии, слышал про такого? — Ну, ещё бы. — Этот вопрос он решит без проблем. — Ну если так, давай попробуем, но я ничего не гарантирую.

—                       Лёва, ты главное, завтра же и выезжай. Ждём тебя в Останкино. Пропуск на тебя будет заказан.

Гениальный Володин (Лев Иоффе) с такой точностью озвучил Евстигнеева, что буквально ни у кого, кому мы показывали фильм, а это была масса всяческих комиссий, не возникло никаких вопросов. Оставалось самое главное, как воспримет сам Евгений Евстигнеев, ведь он ничего не знал о том, что его роль озвучил другой человек.

Наступил день окончательной сдачи фильма. Пришли все исполнители главных ролей — Алла Ларионова, Всеволод Сафонов, Алексей Эйбоженко, Евгений Лазарев, Эльза Леждей, Лилия и Евгений Евстигнеевы, Майя Менглет, Леонид Сатановский.

Фильм шёл в течение шести часов с небольшими перерывами. Целый рабочий день. Во время просмотра я наблюдал за реакцией Евстигнеева, особенно в тех местах, где шли сцены с его участием. Он иногда напрягался, вслушиваясь в «свою» речь, как будто бы что-то подозревая, потом раскрепощался и продолжал внимательно смотреть. В перерыве между сериями я подошёл к нему узнать его впечатление об увиденном.

—                       Ты знаешь, я не понял, что вы здесь хотели переозвучивать? сказал он. — По-моему, у меня чистая фонограмма, никаких посторонних шумов и не нужно было ничего переделывать. Зря только нервы мне потрепали. К счастью, Евстигнеев ни о чём не догадался, а мы вежливо промолчали. Значит, Лев Володин сработал на УРА.

Премьера многосерийного художественного фильма « АТЛАНТЫ и КАРИАТИДЫ» состоялась на Центральном телевидении в марте 1980 года и прошла с большим успехом.

P.S. К сожалению ушли из жизни — Алла Ларионова, Евгений Евстигнеев, Всеволод Сафонов, Алексей Эйбоженко, Эльза Леждей, Лилия Евстигнеева, Стефания Станюта, Виктор Тарасов, Ленид Рахленко, Галина Макарова. Из остальных исполнителей главных ролей сегодня здравствуют Евгений Лазарев (живёт в Лос-Анжелесе), Майя Менглет и Леонид Сатановский (живут в Сиднее).

Долгих им лет.

 

§31 · By · Январь 7, 2014 ·


"Гуманитарный научный журнал" | ЦНИИ "Парадигма"

Прием пожертвований на развитие проекта