Дорогой Читатель!

Перед Вами первый номер совместного литературного Альманаха Международного университета общественного развития (МУОР) и Московского общества испытателей природы (МОИП) «МНЕМОЗИНА — ХХI век».

Духовным стержнем альманаха является тема доброй памяти о людях, в первую очередь учёных, просветителях, педагогах и популяризаторах, способствовавших утверждению непрерывного духовного опыта России. Рядом с литературными произведениями участников альманаха находим воспоминания об уникальных людях, бескорыстно заботившихся о будущих поколениях. Их посыл – выявить духовные ценности и идеалы в контексте жизни, когда Большой мир и индивидуальный мир сливаются, и Человек вдруг оказывается один на один перед Богом и Судьбой в пространстве собственной памяти.

Память, как долговая яма судьбы, взыскует неожиданно и упрямо. Память – это реквием по исчезнувшей природе, по ушедшим людям, несбывшимся надеждам. Это пристань Нетленного. На крыльях невидимых бригантин мы плывём в Трою, Микены, Карфаген, Атлантиду, Китеж – в Вечность. Воспоминания не канут в Лету. В воспоминаниях мы горько и радостно грустим. Воспоминания – это сны возвращения, это отзвуки и отсветы касаний судьбы. Это тайна присутствия чужих страданий. В воспоминаниях мы плывём по струящейся Лете. Воспоминания – это тайная реальность свидания с ушедшими людьми. В каждом атоме Вселенной присутствует воспоминание о творении мира. У некоторых людей воспоминания лежат как обломки погибших кораблей, засыпанные песком времени, словно ждут своего археолога. Но код памяти – это  Вечная Гармония, эхо Вечной Любви. Мы носим в сердце голос тех, кого любили, обороты их речи. В калейдоскопе мелькающих образов нам открывается счастливая возможность воссоздать обстановку и поводы, порождающие  воспоминания.

Память извлекает из глубины человеческой души очень важные смыслы, источник которых находится впереди субъекта воспоминания. Именно память погружает нас в область духа, в область Священного и Абсолютного, ведет по тропинкам прожитой жизни, заостряя «осевую позицию» Человека. В памяти осуществляется трансцендентальная редукция своего и чужого жизненного опыта, некая фантастическая операция дешифровки реальности, упорхнувшей от нас жизни.

Участники альманаха совершили коллективное паломничество в страну памяти. Действие всех сюжетов альманаха разыгрывается в стране воспоминаний, связано с глубокими душевными переживаниями. Тема памяти неслучайна, она полна страстного желания поисков общности. Общность открылась в Золотом веке русской литературы, у истоков которой стояли великие романтики. Воспоминания стали не просто сердечной встречей с Пушкиным, Кюхельбекером, Гоголем, Одоевским, Д. Давыдовым, согретые солнцем прошлого, но и попыткой проникнуть во внутренний мир собственных переживаний, помогли выявить компоненты всеобщей духовной и душевной ситуации нашего времени.

Золотой век русской литературы – тот гуманистический идеал, тот Кастальский ключ, из которого почерпнуто  коллективное вдохновение. Эти ценности позволяют в злые времена гнева и ненависти хранить спокойствие и мудрую весёлость. Русская классика – наше духовное царство, дарующее редкую прелесть душевного наслаждения. Она воспитывает чувство уверенности, учит гармонии. Творчество Пушкина и Гоголя, русских и немецких романтиков – наше литературное евангелие. Мы любуемся  благородством и независимостью декабристов. Именно они воспитали нас, формировали и наложили свою печать, как животворный свет солнца. Именно их традиции, любовь к природе, науке, Родине и всему живому на нашей планете являются нашими главными помощниками, управляющими нашей жизнью.

Память о нравственных ценностях декабристов и немецких романтиков — наша путеводная звезда. Мы восхищаемся красотой их внутреннего мира. В них мы видим тот идеальный образ добра, чистоты, совестливости и гуманизма.

Нас потрясает жестокость, с какой в ХХI веке уничтожаются и оплёвываются великие духовные ценности. Нас потрясает кровожадность и глупость власть предержащих, принявших причастие Молоха. Как говорил Герман Гессе: «Каждая жизнь проходит под своей собственной звездой». Именно сейчас требуется большое мужество быть просто человеком. Русская и мировая классика является для нас источником мужества. Поэзия и правда наших воспоминаний, деяние и мысль направлены на воспитание Человеческого в Человеке.

Именно память о романтиках, память об их человечности и личном достоинстве воодушевили нас приступить к работе над альманахом «Мнемозина-ХХI век».

Название «МНЕМОЗИ́НА» берёт начало от древнегреческого слова Μνημοσύνη,  отсылая к имени крылатой богини памяти, матери муз.

Слово «муза» означает песнопение или стихотворение. Описания происхождения муз встречаются в сочинениях Гесиода, Аполлодора, Лукиана, Ксенофона, Платона (Диалог «Teatet»), Аристотеля («О воспоминании и припоминании»), у пифагорейцев, у Алкмайона, Мимнернуса, Овидия. О Мнемозине писали Гегель (см. «Философская пропедевтика»), Гёльдерлин («Гимн Мнемозине»). Многие греческие мифы воспроизводят битву Зевса с титанами (уранидами), когда утверждалась власть олимпийских богов. Мнемозина хранила память об этих  подвигах Зевса и передавала ее потомкам. В древнегреческом городе-государстве Лейбадея существовал священный источник Мнемозины. Всякий, пивший из него, обретал знания истоков и первоначал. Гесиод (VIII-VII в. до н.э.) в «Теогонии», Овидий в «Метаморфозах» (I в. до н.э.), Аполлодор в «Мифологии» (ок. 108-109 гг. до н. э.) первыми составили алфавит о Мнемозине и ее талантах. В сочинениях древних воспет  божественный образ Мнемозины, рассказано, как под видом пастуха Зевс соблазнил крылатую богиню. Пробыв с ним 9 ночей, она родила ему девять прекрасных крылатых дочерей – Муз, которые обитали на священной горе Геликон. Под предводительством «Мусагета» – бога солнца и искусств Аполлона они водили хороводы. Солнце, осветив поднебесье над землей, зажгло волшебную музыку сфер, и она зазвучала. В голубом сиянии на геликонских полянах у Кастальского ключа парили  прекрасные крылатые дочери крылатой Мнемозины и Зевса. С тех пор и до наших дней они наставляют людей, даруют познания, мудрость, воспевают законы, связывающие прошлое и настоящее, хранят верность своей матери Мнемозине – Священной  и Великой Крылатой ПАМЯТИ. Первой дочерью Мнемозины была Муза знания и эпической поэзии прекрасноголосая Каллиопа, её атрибут – стило (палочка для письма) и свиток. Вторая дочь – покровительница истории Клио – изображалась в лавровом венке (ведь она вносит в анналы истории имена героев) и имеет те же атрибуты, что и Каллиопа. Муза трагедии Мельпомена держит в руках трагическую маску, на её голове венок из плюща. Лирическую песнь воплощает Эвтерпа с флейтой и гирляндами цветов. Лирическую поэзию символизирует Эрато с лирой. Терпсихору – музу танца изображают порхающей в танце с лирой и плектром. С картой небесного свода и циркулем  изображена муза астрономии Урания (сборник стихов Иосифа Бродского носит имя этой богини). Со смеющейся маской изображается Талия – покровительница комедии, а Полигимния – покровительница риторики –  держит царский скипетр – символ ораторского искусства.

 

Все авторы альманаха имеют средь муз – дочерей Мнемозины – своих покровительниц. Замысел издания «Мнемозина — ХХI век» вынашивался более пяти лет. Название литературного альманаха связано с традициями МОИП и Московского университета имени М.В.Ломоносова. Четыре книги  «МНЕМОЗИНЫ» выходили в 1824—1825 годах. Составителями были  Кюхельбекер и Одоевский при участии Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Давыдова, Баратынского, Вяземского, Языкова и близких к декабристским кругам литераторов. Многие из них являлись  членами Московского общества испытателей природы.

Альманах «Мнемозина–ХХI век» подхватывает просветительскую эстафету Кюхельбекера и Одоевского. В Академии Изящной Словесности и Семи свободных искусств при МУОР-МОИП свято чтут традиции праотцов, ведь «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А.С. Пушкин) начинается с памяти. Кстати, в начале ХIХ века в университетской типографии Московского университета в 1815-1820 гг. выходили сборники литературных трудов воспитанников благородного Университетского пансиона под названием «Каллиопа». По прошествии 180 лет участники университетского ЛитКлуба «Воробъевы горы» возобновили эту традицию. В 2009 году вышел третий номер  Альманаха «Новая Каллиопа». Идея, составление и редакция принадлежали Анатолию Полетаеву.

Идея создания АКАДЕМИИ ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ И СЕМИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ (www.muor.de + www.moipros.ru) подана Галиной Хотинской, она основана в 2011 году группой учёных-энтузиастов из бывшего СССР, разбросанных по всему миру. Все участники Академии являются членами Московского общества испытателей природы и интернет-портала «Международный университет общественного развития» (www.muor.de). Всех объединяет любовь к изящной словесности и к семи свободным искусствам, а также Истине, Добру и Красоте. Только со Словом и вместе с широким спектром  культурной символики всех семи свободных искусств жизнь ученого обретает  смысловую стереоскопичность и глубину, столь необходимую в ХХI веке. Ученый занимается  Словесностью и всеми видами Свободных искусств ради  самосовершенствования и преобразования жизни.  Проникновение в сферу научного символизма посредством  систематизированных художественных форм позволяет учёному совершать уникальные научные открытия. Вспомним высказывание Платона: «То, что ощутимо для чувств, является отражением того, что понятно для ума».

Хотелось бы, чтобы в памяти читателей нашего Литературного Альманаха «МНЕМОЗИНА-ХХI век» не утонули ни имена, ни события, ни тексты. Наш Альманах призывает всех к продуктивному диалогу, он хочет по-новому высветить отношение к истории, собственному бытию, творчеству, и мы будем рады, если он кого-то «заденет за живое».

***

Общественная организация Международный университет общественного развития (МУОР) в Германии и одноименный интернет-портал (http://www.muor.de) организованы группой учёных-энтузиастов из бывшего СССР. МУОР посредством своей деятельности пытается объединить российских ученых, разбросанных по всему миру. Члены МУОР объединены любовью к науке, литературе, поэзии, искусству, русскому языку. МУОР поддерживает тесные контакты со многими учеными России, вузами и общественными организациями. МУОР уже много лет сотрудничает с МОИП, а пять лет назад стал его коллективным членом. Руководителем МУОР является профессор Галина Хотинская.

Московское общество испытателей природы – старейшее научное общество не только в России, но и в мире. Оно было учреждено в 1805 году при Московском университете, и за всё это время его деятельность ни разу не прерывалась. Ни войны, ни революции – ничто не влияло на его работу. Девизом Общества является «Служение России…».

Оно более 200 лет занимается популяризацией научных знаний (http://www.moipros.ru  http://www.moip.msu.ru). На сайтах МОИП и дружественных организаций  опубликовано большое количество научно-популярных статей в этой области. Мы предполагаем и в дальнейшем расширять географию распространения научно-популярных знаний и подключать к этому виду деятельности специалистов из разных стран.

В настоящее время Общество насчитывает более двух тысяч членов, в основном это ученые вузов и научных учреждений России. МОИП занимается просветительской деятельностью, популяризацией экологических знаний, проведением научных конференций, конкурсов творчества детей и молодежи. Посредством такой работы МОИП поддерживает связь с сотнями и тысячами специалистов из вузов и научных учреждений РФ.

МУОР и МОИП совместно провели ряд мероприятий, посвященных 200-летию Отечественной войны 1812 г., опубликовали сборник, посвященный этой дате (Доклады МОИП, т. 54, М: МГУ, 2012). Секция музеологии МОИП организовала выставку в музее Землеведения МГУ «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», секция реабилитологии МОИП провела марш-пробег инвалидов-участников военных конфликтов по маршруту: «Спасо-Бородинский монастырь – Бородинское поле» и др. Опубликован Международный сборник научных трудов, посвященный году Германии в России «Естественные и гуманитарные науки – устойчивому развитию общества» (М.: «ПКЦ Альтекс», 2012, 320 с., редактор А.П.Садчиков). В 2012 году совместно была проведена Международная научно-практическая конференция «Молодежь в постиндустриальном обществе». По ее итогам опубликован сборник научных трудов  (Дюссельдорф-Саратов: АНО «Пресс-Лицей», 2013, 255 с., редактор Г.А.Хотинская).

Г.А.Хотинская, А.П.Садчиков

§29 · By · Январь 7, 2014 ·


Comments are closed.

"Гуманитарный научный журнал" | ЦНИИ "Парадигма"

Прием пожертвований на развитие проекта