Ботвинко Ирина (Россия, Москва)

Начало 90-х годов такого еще близкого, но уже прошлого века. Разгар «войны» моего поколения – перестройки. Студенты покидают Московский университет (теперь надо уточнять: первый Московский университет) – жизнь влечет их в свои университеты. Твердая основа жизни – сдержанность – сметена эмоциональными цунами поколения наших детей. Дети уходят из дома. Теперь их дом – псевдокипящий слой американских ценностей. Шестая часть Геи раскололась во всех своих ипостасях. Новое знание в естественных и технических науках растет вряд ли медленнее идеологии next. Оставаться на плаву здесь все труднее. Интернет услужливо предлагает состряпать «чего изволите»: реферат, диссертацию, имидж. Думать не надо. Пользователи — во всем. Все доступно и дозволено. Но… puzzle жизни собрать не удается.

Последние 5 лет столетия, конец века, который для России оказался очень тяжелым. Студенты начинают возвращаться в Московский университет. Дети снова обращают свое лицо к родителям. На биологическом факультете МГУ расцветает гуманитарная биология (Михаил Гусев), развивающая идею биоцентризма, в противовес господствующему в обществе антропоцентризму. Микробиолог по профессии, я начинаю заниматься биополитикой, рассматривающей все возможные социально-политические приложения наук о живом в плане, как политической теории, так и практической политики. Биополитика претендует на роль новой идеологии и важной части культуры человечества. На биофаке возникает авторский курс лекций «Биополитика» (Александр Олескин) и создается научно-гуманитарный сектор для работ в этом направлении. Суть биополитики понимаю по-своему, привычно полагаясь на  первичный смысл слова: «биополит – гражданин биоса», полагая, что законы социума универсальны на всех уровнях живого. Бактерии – первые живые  существа (не вирусы). Вирусы — это пограничье между живым и неживым, это молекулы-организмы (или, как шутят вирусологи, «органулы-молекизмы»; может быть, вирусы – это доклеточные организмы, биороботы, созданные эволюцией?). Бактерии – воплощенная дуальность (особь – это и клетка, и многоклеточный организм одновременно; это наиболее древние представители живого – и наши современники). Межклеточный матрикс бактерий, предмет моего научного исследования, — структура, объединяющая клетки в единое целое, гармонизирующая все жизненные процессы. Матрикс образован активно развивающимися кластерами бактерий и служит всем остальным. Именно в нем аккумулируются сигнальные молекулы, подобные нейромедиаторам высших таксонов живого. Напрашивается легкая аналогия между матриксом и коллективным бессознательным (или даже сознательным). Бактерии ненавязчиво учат философии. Сопротивляться этому соблазну невозможно.

На биологическом факультете МГУ также читается авторский курс «Биоэтика» (Анатолий Лукьянов), основным лейтмотивом которого является этика отношения человека к жизни и живой природе. Меня особенно интригует биоэтика в ее первозданном смысле, в новое время озвученном Гербертом Спенсером и теологически преображенном Альбертом Швейцером. Еще не понимаю, но чувствую, что биоэтика – это не просто правила, утверждаемые обществом в отношении всех форм жизни. Биоэтика, если определять ее из первичных смыслов, — это обычаи или образцы поведения живых существ. Тонкий коэволюционный механизм сформировал этическую сердцевину живой природы, в том числе и человека.  В человеческом социуме, обретая духовное стремление, биоэтика преображается в эмпатию, т.е. сострадание, сочувствие, что отражено в «золотом правиле» христианства и других религий.

Биоэтика незаметно для меня  визуализируется  в биоэстетике. Даю объяснение термина, исходя из первичных смыслов: «биос» – др.-греч., жизнь; «эститикос» – др.-греч., чувственно воспринимаемый.  Биоэстетика – это чувственное восприятие жизни, живого. Принято считать, что эстетика – учение о прекрасном (подразумевается – красоте), о его законах и нормах. Обобщая, можно сказать, что биоэстетика – это учение о прекрасном (красоте), его законах и нормах в живой природе, в том числе в восприятии человека как части биоса. Вершина эстетической мысли античности и, на наш взгляд, канон – эстетика Аристотеля, где совершенство основано на объективной реальности. Эстетические характеристики, с которыми связывается представление человека о совершенстве, — это мера, пропорции, гармония, целостность. Они же, очевидно, лежат в основе биоэстетики, что и отражает единство природы.  Представляю биоэстетику  тремя принципами – гармонии, симметрии и фрактальности, составляющими как бы «матрешки», вложенные одна в другую, и визуализирующими золотую, или божественную  пропорцию двух взаимодополняющих начал в структурно-функциональной упорядоченности живого ощущением красоты.  Подражание  природе, или мимесис, со времен античности является основным принципом творческой деятельности человека. Важно, что эстетическое поведение является коммуникативным процессом, создающим основу для утверждения вида в целом и каждого индивидуума в рамках его социальной организации и культуры. Таким образом, осознание человечеством красоты биоса является внутренним механизмом эстетического становления и восстановления цивилизации, каждого человека.

Puzzle жизни начинает собираться. Возвращается «скрепа» — гармония.

Millennium edge. Астрологические и черные дыры, жаркие споры по поводу событий перехода в новое тысячелетие. Прогнозы американских биополитиков, кажется, начинают сбываться, как в отношении США, так и России. Люди проявляются – визуализируются. Общество возвращает себе Универсум. Принцип единства в многообразии начинает воплощаться. Каждый оказывается на своем месте. Идея о призвании становится актуальной, как никогда, и преображается в идею незаменимости человека. Конечно, при условии, что человек сам стремится к этому. Новые структуры общества начинают работать – и сверху, и снизу. Как в традиционной России, кажется, опять «низ углубляет верх, верх просветляет низ» (Федор Гиренок). Снова Начало.

В РГУ Нефти и Газа им. И.М.Губкина рождается приоритетное научно-учебное направление – биотехнология для небиологов (идея Владимира Винокурова). Перефразируя известное изречение Л. Больцмана, хотим доказать, что нет ничего теоретичнее, чем хорошая практика. Подготовка магистров-биотехнологов на базе редуцированного курса биологии – задача особой творческой направленности. Ее решение возможно лишь при освещении глубинных законов природы, своего рода философии жизни, живого. Большое значение имеет утверждение социально-биологической сущности человека, а через это единства и родства с природой, что способствует осознанию биологической технологии как феномена.

Новый вектор обучения – и новый курс лекций:  «Эстетика биотехнологии».  Аналогов нет. Приходится идти на «Вы». New-age (new-edge?) поколение – какое оно? Пользователи природы или заботливые хозяева и реставраторы? Студенты принимают новую для них форму лекции-семинара, соло-диалога. Обратная связь рождает взаимопонимание и заинтересованность, раскрепощает. Одно принимается на веру, другое горячо обсуждается, в споре рождается истина – для каждого своя. «В главном – единство, в спорном – свобода, во всем – любовь» (Блаженный Августин). Преподаватель и студенты помогают развиваться… друг другу. Глупых вопросов  студентов нет — есть интерес, окрашенный индивидуальностью. «Река истины протекает через каналы заблуждений», – говорил Рабиндранат Тагор. Преподаватель не роняет достоинства — он становится доступнее. Смотрю «на свою жизнь как на орудие познания всякой жизни на свете» (Борис Пастернак).

Студенты и преподаватель на лекции – единое целое,  они неслитно и нераздельно друг с другом; со-знание, со-чувствие, со-гласие. Похоже на ашрам. Живым интересом активированы все «каналы связи». Записывают не на бумагу – на «подкорку». Не «загружают» мозг-«компьютер», а формируют себя, личность. Заякоривают полученное знание на эволюционных эстетических скрижалях.  Важное фиксируют в виде плана-конспекта.  Преподаватель тоже записывает — важное – полученное от студентов. Вместе шлифуем курс. Дидактика допускается только в естественно-научных разделах. Становится очевидным, что целостный, биоэстетический метод научного познания мира может успешно применяться  наряду со сравнительно-аналитическим..

Сдержанность возвращается  как благодать. «Она необходима для воспитания чувств, для постижения полноты прекрасного. Прекрасное выше необходимости. Оно вводит нас в атмосферу любви, освобождая от нищенских забот» (Р.Тагор). А может быть, красота (прекрасное) — это поэтическое ощущение гармонии Природы и тонкого смысла жизни, даримое людям – на счастье?

Первая  лекция. Рассказываю, задавая встречные вопросы, рисуя перед студентами «картину мира», составленную из их собственных представлений. Ввожу в предмет, опираясь на ответы студентов. Пытаюсь «расширить фарватер» известных понятий, раскрывая изначальные смыслы терминов, почерпнутые из лингвистики и словарей. Так, например, термин «мониторинг» берет начало от латинского слова monita (monitorum) – напоминание, предостережение, предсказание. Поэтому лекция «Эстетическое ядро мониторинга и особенности ответа живых систем на антропогенное давление» приобретает духовный лейтмотив.  Пробуждаю интерес к первоисточникам, в противовес привычной игре в «испорченный телефон». Люблю цитировать мудрость моих собратьев. Странное придумала слово: что-то среднее между «собрать братьев».  Как сладостно чувствовать мира со-гласье: созвучность открытий, поддержку идей, со-светность сияний, веленье участья и лад со-размерности вечных затей…

Поддерживаю интерес студентов к культуре как феномену человеческой цивилизации – результату и в то же время живому процессу сотворчества  людей на едином пути познания макро- и микрокосмоса. Согласна с Б.Пастернаком, что «культура в объятья первого желающего не падает. Переход …может осуществиться лишь в результате воинствующего влечения, пережитого со всем волнением, как личное происшествие». Вместе проникаемся ощущением, что «жизнь – ведь это только миг, только растворенье нас самих во всех других, как бы им в даренье» (Б.Пастернак). Наука подтверждает, что «мемы» (от англ. memory), похоже, определяют поведение человека примерно на 60%, в то время как гены – на 40%. Золотая  пропорция социального и индивидуального. Вплетаем в канву курса нити озарений каждого студента и преподавателя. Лекция обрастает плотью.

В самом начале курса прошу письменно ответить на вопросы: «Что означает эстетика, эстетичный, красивый? Как понять словосочетание «Эстетика биотехнологии»? Чем занимается биотехнология?» На те же вопросы предлагаю ответить и в конце курса. Полезно увидеть результат собственной эволюции. Приведу здесь ответы студентов на первой лекции.

Эстетика – это:

«красота, культура» (Екатерина П.), «наука о красивом и прекрасном» (Елена С.), «наука о красоте» (Анна П.),  «набор правил, который позволяет согласовать поведение разных людей. Характеризует культуру общения» (Алексей Л.), «личное восприятие мира, внутренняя гармония, равновесие» (Марина Ф.).

Эстетика,  эстетичное, красивое:

«эстетичное – красивое, гармоничное» (Екатерина П.), «все эти понятия – на грани чувств отдельной личности; это зависит не только от личного мировосприятия, но и от общества, конкретной социальной группы» (Денис Н.).

Красивое:

«то, что нравится и вызывает положительные эмоции» (Елена С.), «изящное, с тонкими чертами» (Анна П.).

Прекрасное – это:

«необыкновенное, ни с чем не сравнимое, неподражаемое, великолепное, чудесное» (Анна П.), «совершенство, в котором нет изъянов» (Елена С.), « мера; если ее нет, это не может быть прекрасным» (Денис Н.); вспомним изречение Лао-цзы о том, что «нет пущей беды, чем не знать меры». «Прекрасное для всех – возможно, природа, естественное начало всего живого; «личное» прекрасное формируется в ходе жизни человека, его роста и воспитания, того, как он воспринимает окружающее и «примеряет на себя». Прекрасное – часть эстетичного, но для кого-то эстетичное не является прекрасным. Эстетичное восприятие мира формируется в ходе жизни человечества (от античности до наших дней), а восприятие прекрасного – в ходе жизни человека (от рождения до смерти)» (Марина Ф.)

Генетически запечатленная эстетическая матрица сознания студентов «считывается» в разной степени. Это считывание может быть частично индивидуальным, частично шаблонным, причем  юноши и девушки отличаются по ощущению красоты. «Женский лик гармоничного будущего» (Ким Шилин) дополняет мужское предметно-аналитическое видение. И только вместе взятые высказывания создают более-менее целостный образ.

Начинаю «обтачивать» заготовку сознания. Смиряю усилиями воли свой разум, чтобы сохранить гармонию собственной эстетической матрицы в стремлении к резонансу со своими доверчивыми слушателями. Во избежание  ложного пафоса, громких слов и прямолинейных объяснений, прибегаю к доверительной стихотворной форме изложения, сакральным текстам и афоризмам. Пытаюсь развить  в студентах чувство красоты, которое проистекает из восприятия мира как целого, научить «вглядыванию в природу,  в собственную глубину» (Григорий Померанц). Кажется, они уже чувствуют, что  «во всем прекрасном…, что есть в мире, открывает себя та верховная Реальность, которая создала Вселенную и ведет ее к совершенству» (Александр Мень). Они учатся распознавать красоту и ее отличие от красивости в том, что ее нельзя  «ни съесть, ни выпить, ни поцеловать» (Николай Гумилев), ей можно только «причаститься» (Г. Померанц).

Не является ли студент самым ценным «биотехнологическим продуктом»? Ведь именно в нем, как в фокусе, «гуманитаризуется» фундаментальное и прикладное знание о биологических процессах в природе. Именно он способен определить пределы допустимости творчества человека в отношении живого, в том числе себя самого.  И коли от технологии (и биотехнологии) все больше зависит выживание человечества, важно «придать ей человеческое лицо»  (Герт Айленбергер). Важно, что развитие наук о природе нельзя спланировать заранее. Доверившись науке, человечество стремится «неведомо куда», чтобы найти «неведомо что». Получается, что занятия естественными науками – неслыханная авантюра. Эстетические ценности живого могут быть лоцией человечества на этом рискованном пути. Став эстетичной, биотехнология может стать этичной в отношении природы и человека. Только то, что красиво, мы назовем этичным.

Верно и обратное: только то, что этично, мы назовем красивым. Этому способствует вторая, симметричная дисциплина, читаемая на втором курсе магистратуры – «Природная биоэтика». По опыту первого выпуска магистрантов-биотехнологов могу утверждать, что только после освоения этого «зеркально-симметричного» предмета студент в полной мере овладевает биоэстетическим методом. Приведу здесь выдержки из реферата Екатерины С. «Биоэтика в процессах биотехнологии». Предметом ее магистерской (а теперь еще и аспирантской диссертации) является разработка нового поколения микробных препаратов для биоремедиации морских акваторий на основе целостного подхода к их конструированию. В философском отношении она опирается на универсальную этику благоговения перед жизнью и русский космизм, возникший как альтернатива варварскому использованию Земли. «Восторгаясь успехами науки и практики, мы пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоцениваем ее материальные достижения и не принимаем во внимание значения духовного начала» (А.Швейцер). Екатерина пишет: —  «Один из важнейших принципов, который используется при разработке нашего препарата, – не навреди. Никто не должен,  внедряясь, даже с благими намерениями, причинять вред обитателям среды. Не менее важен принцип гармонии. Руководствуясь им, мы внедряем новый стратегический подход – целостный. Изобретенная человеческим разумом модель, самоподобная природе, фрактальная ей, – это совершенная модель. Симметрия, или соразмерность биопрепарата такого уровня заключается в использовании стратегического запаса моря (естественных консорциумов бактерий), биотехнологически увеличенная биомасса которых превращает превышенную дозу поллютантов (нефти) в естественную пищу для других организмов экосистемы».

Магистерские работы несут отпечаток  двух взаимодополняющих, комплементарных курсов, таких глубоко гуманитарных и в то же время насыщенных естественно-научной информацией. Трудность восприятия инженерами и технологами сложного биологического материала преодолевается благодаря инициации биоэстетической матрицы в их сознании. Разрабатываемые природные и лабораторные модели приобретают полновесность и целостность, фактически обретая похожий на природный  образ. Выдвигаемые концепции поэтому убедительны и плодотворны в своей стратегии и тактике. Ведь они подсмотрены у природы, для которой создаются. Успешный выбор темы исследования по интересу (призванию) студента фактически определяет и успех выполнения работы. На биоэстетическом языке это означает, что студенты вполне ощущают самоподобие изучаемому и преобразуемому ими миру, т.е. чувствуют его фрактальность и умело применяют полученное таким образом чувственное знание для качественной работы. Т.е. они действительно ощущают себя микрокосмосом, подобным макрокосмосу. И этому способствует курс биоэстетики. Хочу добавить, что наши славянские предки свято верили, что все в мире построено на скрытых соответствиях, а традиционная русская культура построена на идее соответствия человека и природы. И не только русская.

Рекомендуемый для написания реферат, на мой взгляд, будет не обузой, а принесет пользу и студенту, и его научно-практической работе, если в нем будет отражен не только предмет лекционного курса, но и тема магистерской диссертации. Т.е., строго говоря, это не реферат в принятом смысле слова, т.е. компиляция из перво- (или не очень перво-) источников на предложенную преподавателем тему. Это скорее сочинение на вольную тему, однако, в рамках учебной дисциплины и в связи с темой магистерской диссертации. Работа из разряда «для преподавателя» становится работой «для себя» и, более того, она фактически поднимает научную работу на философский уровень.

В этом можно убедиться, ознакомившись с рефератом Марины Фроловой  «Биоэстетика промышленной технологии», темой магистерской работы которой стало  применение микробного полимера в качестве компонента буровых растворов.

Приложение. Основное  содержание курса «Эстетика биотехнологии».

 

  1. Предмет и задачи эстетики биотехнологии. Понятие биоэстетики.
  2. Целостный,  или эстетический способ  познания мира.  Сочетание сравнительно-аналитического и целостного методов в науке и технологии.
  3. Принципы биоэстетики: гармония, симметрия и фрактальность.
  4. Биотехнология как творческое отношение человека к природе. Особенности лабораторных и природных биотехнологий.
  5. Микробиологические технологии в нефтегазовой отрасли.
  6. Свойства живых систем, важные для биотехнологии. Целостность природы как биотехнологический ресурс.
  7. Эстетическое ядро мониторинга природной среды. Особенности ответа живых систем на антропогенное давление.
  8. Реализация принципов биоэстетики в экологическом дизайне.
  9. Биотехнология нового века: фантазии и реалии. Эстетическое обоснование практической деятельности человека.

 

Рекомендуемая литература.

  1.  Ботвинко И.В. Биоэстетика. В кн.: Терминологический словарь (тезаурус). Гуманитарная биология  (Ред. М.В.Гусев и А.В.Олескин), 2006, М.: Изд-во МГУ (в печати).
  2. Булатов А.И., Макаренко П.П., Шеметов В.Ю. Охрана окружающей среды в нефтегазовой промышленности. 1997,  М.: Недра.
  3. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. 1994,  М.: Наука.
  4. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. (Ред. Ренчлер И., Херцбергер Б., Эпстайн Д.). 1995,  М.: Мир.
  5. Пайтген Х.-О., Рихтер П.Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем.1993, М.: Мир.
  6. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. Три взгляда на природу гармонии. 1990,  М.: Стройиздат.
  7.  Экология нефтегазового комплекса. (Ред. А.И.Владимиров и В.В.Ремизов). 2003,  М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина, т. 1.

 

 

§224 · By · Апрель 15, 2014 ·


"Гуманитарный научный журнал" | ЦНИИ "Парадигма"

Прием пожертвований на развитие проекта